
Дуглас Адамс был не просто автором научной фантастики; по сути, он являлся непреднамеренным пророком, чья работа ‘Автостопом по галактике’ начиналась как сатирическое радиошоу и превратилась в роман, телесериал и кинофильм. Это новаторское творение эволюционировало от популярной комедии к влиятельной силе в технически ориентированной Кремниевой долине.
Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.
Инвестировать в индекс1. Во время тестового полета ракеты SpaceX Falcon Heavy Илона Маска в качестве груза были отправлены книга и полотенце; DeepMind, компания Google по искусственному интеллекту, названа так же, как суперкомпьютер из романа ‘Автостопом по галактике’ – ‘Deep Thought’, что упоминается в различных телевизионных шоу, таких как ‘Доктор Кто’ и ‘Кумары дома 42’, благодаря известному ответу на вопрос о смысле жизни – числу 42.
Несмотря на изображение в фильме, Адамс часто боролся с неудовлетворенностью и находил написание текстов сложным. Я имел возможность обсудить это с Джоном Ллойдом, его бывшим соседом по квартире и автором таких проектов, как «Не девять часов новости», «Копия образа жизни», «Блэкаддер», «QI» и «Путеводитель автостопщика по Галактике». Он размышлял о том, почему Адамса считают последним великим научно-фантастическим сатириком.

Джон, почему Дуглас Адамс остается столь влиятельным спустя 24 года после своей смерти в 2001 году, когда ему было всего 49?
Название ‘Путеводитель автостопщика по Галактике’ происходит из вымышленного устройства в истории, которое сочетает характеристики iPhone и Википедии. Дуглас Адамс придумал эту идею еще в 1978 году, задолго до появления интернета. Он представил себе искусственый интеллект, говорящие лифты и другие технологии, которые мы используем сегодня ежедневно, но которых тогда не существовало. Все это он изложил юмористически и креативно. Эти предсказания оказали значительное влияние на таких визионеров, как Стив Джобс и Пол Аллен из Apple, которым нравился его взгляд в будущее.
Вы не упоминаете это в программе, но вас указали как соавтора сценария в фильме «Автостопом по галактике».
Дуглас был моим самым близким другом. После завершения четырёх эпизодов ‘Путеводителя автостопщика по галактике’, которые поглотили его на одиннадцать месяцев, он оказался в трудной ситуации и попросил меня о помощи. Вместе мы создали последние два эпизода всего за три недели. Это было увлекательное приключение. Как только сериал вышел, он сразу стал большим успехом. Издатели хотели продолжения сотрудничества, и в конце концов мы согласились, заработав £3,000 за нашу работу – внушительная сумма для 1978 года.
Позже я получил письмо от Дугласа, который тогда работал вместе со мной в офисе. Сообщение гласило: ‘Я считаю благоразумным написать это самому’. Я был разбит горем. Не мог понять, что случилось. После долгих трудностей мне удалось получить половину аванса, и мы с осторожностью восстановили нашу дружбу. Это было моим первым серьезным поражением, но для Дугласа оно ознаменовало начало его известности и процветания.

Как успех повлиял на него?
Он получит аванс в миллион фунтов, что чрезвычайно его обрадует и приведет к многочисленным праздникам. Однако по мере приближения сроков дедлайнов он будет становиться все более несчастным и нервным, тоскуя по старым компаньонам. Занятно, что во время завершения одной из своих книг его издатель Сонни Мхета, глава Pan, неожиданно постучался в дверь в восемь утра, заставил его приготовить сумку, проводил в отель, запер в номере и вынудил писать книгу.
Как киноман я часто задумывался: смог бы он сохранить свой сатирический взгляд на технологии среди тех, кто их создавал?
Кажется, что при создании мощной сатиры эффективно использовать молодость и некоторую отстранённость от основного потока общества. Заметным примером служит ‘Not the Nine O’Clock News’, где исполнители стали известными и начали выражать сомнения, подобные: «Я не хочу быть несправедливым к этому человеку, я только что встретил его». Сатира требует смелости и определённой степени наивности.
Как любитель кино, я смело утверждаю, что вещательные компании должны набраться смелости при столкновении с прессой. Самая острая сатира часто исходит от юных умов, которые не знают «правильных» путей, свободны от страха, правил и ограничений, которыми могут обременять себя старшие писатели. Они осмеливаются бросить вызов статус-кво и произнести истины, перед которыми более опытные авторы могли бы отступить. Сегодня редко можно встретить вещателя с достаточным мужеством, чтобы задействовать отряд 19-летних писателей и обеспечить их ресурсами для критики богатых и влиятельных.
Каково состояние сатиры сегодня?
В сатире важно сохранять завесу над своими настоящими чувствами, так как цель — критиковать, а не поддерживать. Еще в 80-х годах мы умели вести дискуссии несмотря на разногласия. Такие шоу, как Spitting Image, были популярны среди разных классов и политических взглядов благодаря любопытству публики к различным мнениям. Сейчас же разделение между нами углубилось; дело уже не просто в разногласиях, но и в сильной враждебности друг к другу. Не могу точно определить, что изменилось, но сегодня сатиру кажется сложнее осуществить, чем когда-либо раньше. Я думаю, Дуглас Адамс столкнулся бы с онлайн-преследованием и нашел это неприятным.

Фильм, похоже, намекает на то, что Адамс часто испытывал глубокую печаль.
Фильм основан на его личной коллекции, состоящей из сотен картонных коробок с заметками. В этих коробках содержится много самокритики и отчаяния. Его жизнь была для него чрезвычайно сложной. Несмотря на то что он поднимал глубокие философские вопросы в своих книгах, он стал молодым, богатым и знаменитым довольно быстро, оставляя мало времени на поиски ответов.
Вы работали со многими комиками — правда ли утверждение ‘слезы клоуна’?
Не ясно, достигают ли по-настоящему удовлетворенные люди больших успехов, так как они могут не чувствовать необходимости в этом. Однако позвольте привести пример: Стивен Фрай был диагностирован с биполярным расстройством, которое встречается относительно редко среди населения (всего около 5% людей). Интересно то, что у поэтов и драматургов это состояние более распространено — примерно 60% из них страдают от него.
Мне кажется, что Билли Коннолли и Бен Элтон были движимы гневом, в то время как их друг Питер Кук признался, что его двигало отчаяние. Дуглас обладал выдающимся умом, но страдал от неспособности позволить другим помогать ему с работой или редактурой. Вероятно, это причина того, почему они не смогли снять фильм о автостопе при его жизни.
Как бы он работал, если бы был жив сегодня?
Подобно многим другим, Дуглас изначально сомневался в себе. Тем не менее он достиг успеха, общался с влиятельными людьми и развил сильную уверенность в своих убеждениях. Будьте осторожны, ибо часто именно так влияет слава, успех, власть и богатство на людей. Однако возможно преодолеть этот этап взросления. Многие из моих друзей сделали это, и я верю, что со временем Дуглас сделал бы то же самое. Несмотря на его трудности — или даже благодаря им — никто не может умалить грандиозный вклад в работу, который он оставил после себя. Его влияние распространяется дальше технологических магнатов, достигая сегодняшних 15-летних детей, которые рассматривают его книги почти полувековой давности как новые.

Дуглас Адамс: Человек, который представлял наше будущее — на канале Sky Arts в четверг, 27 марта, в 20:00.
Смотрите также
- Главы «Индиана Джонс и Большой круг»: все локации и основные миссии.
- Risk of Rain 2 (RoR2) – объяснение четок
- Когда-то человек: химический завод Сазерленда, все мистические места и ящики со снаряжением
- Анализ ALCH: тенденции рынка криптовалют ALCH
- Once Human: Город Санбери, все мистические места и ящики со снаряжением
- Расписание выхода Купера и Фрая: когда выйдет 2 серия на 5?
- Как открыть кэш Techrot с помощью биокода в Warframe 1999
- Palworld: как фармить ядра и приятелей хищников в обновлении Feybreak
- Farming Simulator 25: руководство по выращиванию травы и сена
- Что такое Fast Mode в Bannerlord и как его включить?
2025-03-27 12:06