Ветеран RAF 192 года вспоминает миссии Дакота и размышления о Дне Победы.

95-летний ветеран ВВС Стюарт Тейлор управлял самолетом Дакота во время службы в Европе и Азии.

🧐

Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.

Диверсифицировать портфель

Почти час Стюарт Тейлор, в возрасте 102 лет, вспоминает свои приключения в качестве пилота транспортных самолетов Дакота во время Второй мировой войны. Его воспоминания возвращаются с улыбкой на лице. Однако когда он размышляет о значении Дня Победы 80 и важности сохранения памяти, его слова становятся труднее выразить.

Он заявляет: ‘У меня есть список из пятидесяти человек’, — говорит он, аккуратно постукивая по своему виску для выразительности. ‘Некоторые я не могу назвать поименно, но их лица запечатлены в моей памяти. Некоторые были одноклассниками, некоторые жили рядом, с некоторыми служил вместе, а кто-то составлял целые команды.’ Его голос срывается, когда он произносит эти слова, прежде чем закончить: ‘К сожалению, никто из них не вернулся. Вот и все’.

Тейлор тепло приветствует вас и крепко пожимает руку, когда вы заходите в резиденцию Престон, которую он самостоятельно управляет. В доме висит фотография его с Кэтлин, супругой на протяжении семидесяти лет до ее ухода из жизни девять лет назад. Они впервые встретились еще в 1937 году, когда Тейлору было всего четырнадцать.

Король Георг VI пожаловал статус города Ланкастеру, моему родному городу, как символ своей коронации,

Родившийся в семье начальника фабрики и портного, Тейлор бросил образование в возрасте 15 лет, чтобы работать младшим клерком в местном управлении. По мере обострения Второй мировой войны по всей Европе и захвата Сингапура японцами в 1942 году, теперь уже 19-летний Тейлор вступил добровольцем в резервы.

В те дни самая дальняя от дома поездка составляла всего 20 миль. Однако к концу 1946 года я исследовал обширные просторы Канады и отправлялся в путешествия по Ливии, Ираку и индийскому субконтиненту, достигнув в итоге Бирмы (тогда известной как Мьянма). После этого я поднялся в воздух, пересекая весь Дальний Восток.

Он упоминает, что до войны ни разу не летал. Позднее, во время своего базового обучения в Англии, он получил двенадцать часов лётной подготовки. После этого его отправили в Канаду, где он присоединился к британской программе воздушного тренинга Содружества наций в начале 1943 года.

Союзники разработали программу для решения проблемы нехватки пилотов, в результате чего мы отправились в шестидневное плавание через Атлантику на военном корабле без сопровождения оборонительного конвоя. Затем мы поездом добрались до Калгари и прошли обучение на бипланах Tiger Mothe рядом с полем, не населенным бизонами. Впоследствии нас перевели в Саскачеван, а затем на остров Принца Эдуарда на восточном побережье, где мы выполняли патрулирование побережья в заливе Святого Лаврентия и учились применять взрывные устройства против подводных лодок.

1944 ознаменовал его возвращение в Ливерпуль, но британский план подготовки летного персонала Содружества наций, который выпустил около 50 тысяч пилотов во время войны, иронически был разрушен собственным успехом. Как говорит Тейлор: «Нас было слишком много». Высадка союзников D-Day уже произошла до того, как он достиг оперативной готовности.

Изначально я думал, что буду частью бомбардировочной эскадрильи ‘Либератор’, прочесывающей Северное море в поисках подводных лодок. Однако вместо этого я оказался вторым пилотом на Дакоте (Dakota) с командованием воздушного транспорта, которое занималось перевозкой войск, доставкой важных грузов и эвакуацией раненых солдат по мере продвижения союзных сил через Европу.

Каждый день на рассвете мы работали как воздушные грузовики, поднимаясь в небо в 5 часов утра, пересекая Ла-Манш и приземляясь в таких странах, как Франция, Бельгия и Голландия. Наши обязанности включали буксировку глидеров, развертывание паратрапперов, транспортировку боеприпасов, почты и даже высокопоставленных офицеров по необходимости.

Я совершил три доставки во время битвы за Бульг, которая проходила ближе к концу 1944 года в регионе Арденн, где Гитлер начал своё последнее значимое наступление на Западном фронте. Эти миссии были рискованными, так как нам не хватало оружия и мы не имели парашютов для спасения в случае необходимости.

К Дню Победы он проходил обучение рядом с Лафборо, готовясь к отправке в Бирму вместо экипажей, которые находились там три года. Он объясняет: ‘День Победы не сильно повлиял на нас, так как мы направлялись в Дальний Восток. Нам дали день отдыха, и мы решили провести его за несколькими кружками пива в Лафборо.’

4 августа 1945 года он женился на Кэтлин, а Тейлор взял перерыв от своих обязанностей для их медового месяца в Честере. Одиннадцать дней спустя Япония сдалась. Однако многие британские солдаты остались в Дальнем Востоке после Дня победы над Японией (VJ Day) для управления администрациями освобожденных территорий, репатриации военнопленных, восстановления колоний союзников и обеспечения продовольствием и ресурсами колониальным территориям.

В условиях муссонов без радара и кислорода мы регулярно отправлялись на поддержку наших войск, доставляя припасы, почту и пассажиров, среди которых были дипломаты и солдаты из Гуркхи. Сначала я находился в Рангуне, затем переехал в Сингапур и летал по различным регионам, включая Гонконг, Суматру, Яву, Таиланд и Камбоджу. Многое из того, что мы достигли, ушло в историю.

В ноябре 1946 года Тейлор вернулся домой и обнаружил, что его бывшая должность клерка больше не была для него; вместо этого он переучился, чтобы стать учителем начальной школы, со временем дослужившись до должности директора. Вместе с Кэтлин у них было двое детей, и пока он говорит, его правнуки наслаждаются игрой в саду.

В День Победы в Европе я планировал зайти опять в паб Loughborough за освежающей пинтой. Однако к моему сожалению, его превратили во филиал банка Lloyds.

Вместо этого он посетит прием в Ланкастере, где будет зажжен маяк — один из более чем тысячи по всей стране — в честь 80-летия окончания европейской войны.

В моем случае я часто вспоминаю тех, кто не вернулся с воздушных заданий, так как именно они остаются в моих мыслях.

Смотрите также

2025-04-29 02:36