Режиссёр фильма «Brides» Надя Фалл: «Этот фильм гораздо более нежный, чем люди предполагают»

Как любитель кино, должен сказать, что Brides, длящийся чуть больше 90 минут, — это один из тех фильмов, который на первый взгляд не кажется масштабным или чрезмерно драматичным. Но честно говоря? Он действительно задевает за живое. Это удивительно эмоциональный опыт, который оставляет вас совершенно наполненными — в хорошем смысле! Он производит сильное впечатление, несмотря на то, что кажется небольшим и легким.

🧐

Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.

Диверсифицировать портфель

Этот фильм знаменует собой первый полнометражный фильм Надии Фалл. Он рассказывает о подростках, лучших подругах До (Эбада Хассан) и Муне (Сафийя Ингар), которые покидают Великобританию в надежде найти лучшую жизнь в Сирии. По мере развития сюжета, как и большинство зрителей, вы почувствуете вовлеченность в их настоящее путешествие, стремясь увидеть, как До и Муна, наконец, достигнут своей цели, несмотря на множество сложностей и препятствий.

Однако, подростки отправляются не в простое женское путешествие. Они едут в Сирию, находясь под влиянием экстремистских идей, с которыми они столкнулись в социальных сетях, и готовы столкнуться с любой опасностью ради жизни, которая, по их мнению, будет полноценной и значимой.

Те, кто следит за новостями, вероятно, вспомнят истории о подростках, тайно уезжающих в Сирию. Британские СМИ, в частности, широко освещали дело Shamima Begum, которая отправилась в Сирию в 2015 году в возрасте 15 лет, чтобы присоединиться к Islamic State (IS). Это дело стало основным объектом репортажей.

Фолл признает, что документальный фильм, Brides, затрагивает деликатную тему, но утверждает, что его главная цель — побудить зрителей к сопереживанию. Обсуждая, как обращались с ситуацией Бегум, Фолл объясняет, что с Бегум (и другими, кто пережил похожий опыт) обращались как с «очерненными и изображенными очень специфическим образом», не пытаясь понять их точку зрения, учитывая, что они были молодыми людьми и юридически детьми на тот момент». Он считает, что недостаток понимания способствовал негативному изображению.

Хотя фильм напрямую не упоминает ИГИЛ, связи достаточно очевидны. Вместо того, чтобы представлять эти истории как безличные, лишенные индивидуальных деталей и сведенные к простым заголовкам, Fall (вместе со сценаристом Сухайлой Эль-Бушра) создает мощную и трогательную историю, которая действительно захватывает ваше внимание. Сложно не проникнуться эмоциональной глубиной этой истории.

Для меня фильм в корне о крепких узах женской дружбы — о тех невероятно близких отношениях, которые вы развиваете со своей лучшей подругой, взрослея — и также о понимании того, как работает подростковый мозг, — объясняет Фолл.

Став недавно новым художественным руководителем лондонского театра Young Vic, Фолл отмечает, что ее и опыт Эл-Бушры в театре – в сочетании с работой Фолл со студентами в альтернативном и среднем образовании – вызвал особый интерес к тому, как развиваются подростковые мозги. Она объясняет, что подростки по своей природе склонны к риску, улыбаясь, вспоминая собственное подростковое время и игриво задаваясь вопросом, как кто-либо переживает эти годы.

В целом, мы справляемся, потому что получаем любящую поддержку от окружающих людей, и общество, как правило, настроено поддерживающе. Однако, когда кто-то чувствует себя исключенным или не вписывающимся, это чувство безопасности исчезает. Молодые люди удивительны, но они также легко поддаются влиянию, склонны рисковать и очень активны в социальных сетях. Поэтому мы изучили как факторы, которые поощряют, так и факторы, которые сдерживают определенное поведение. Мы конкретно исследовали роль социальных сетей, а также такие проблемы, как издевательства, семейная жизнь и влияние веры в определенные вещи.

Фалл объясняет, что Эль-Бушра провел обширные исследования реальных случаев и вскоре обнаружил, что для ни одного из них нет единственного, простого объяснения. Фалл подчеркивает этот момент, заявляя, что «нет одной причины, по которой человек радикализируется».

Фильм наглядно показывает, что Доу и Муна имеют совершенно разные причины для отъезда из Англии. Доу мотивирован любовью и давним влечением, в то время как Муна больше заинтересована в том, чтобы сбежать от своей нынешней жизни и, наконец, почувствовать, что она принадлежит. Она ищет способ больше не чувствовать себя посторонней.

Высоко оценённая серия Adolescence получила много похвал за чуткое и тонкое изображение инцельства и женоненавистничества у подростков. Мы понимали лежащие в основе темы, даже несмотря на то, что в сериале не показывали, кто влияет на этих персонажей. Он не изображал напрямую таких фигур, как Andrew Tate или подобных онлайн-личностей, но связь была очевидна.

Подобным образом, со всем, что появляется в новостях относительно Сирии, многие из нас помнят изображения, подкасты и документальные фильмы, освещающие эти события. Однако наш подход отличается. Мы фокусируемся на ситуации с точки зрения молодых людей и предлагаем свежий взгляд на историю, — объясняет Фолл.

Учитывая широкое обсуждение радикализации и экстремизма сегодня, Фолл делится тем, что ее глубоко огорчает тот факт, что этот фильм остается настолько актуальным после его выпуска.

Более чем через десятилетие после того, как происходят события истории, мы сейчас живем в глубоко расколотом обществе. Те, кто обладает властью, похоже, получают удовольствие от создания конфликтов между нами, основанных на наших убеждениях, религиях, происхождении или идентичности. Я считаю, что многое из того, что мы видим, является дезинформацией. Я думаю, что на самом деле у нас гораздо больше общего как у людей, чем того, что нас разделяет, и искусство служит мощным напоминанием об этом.

Забота о нашем здоровье чрезвычайно важна. Я понимаю, что могу показаться немного нетрадиционным, когда говорю это, но попробуйте сходить в кино или в театр. Поделитесь этим опытом с другими – даже с незнакомцами, у которых другой жизненный опыт, чем у вас. Речь идет об установлении связей, наблюдении и попытке понять вещи с точки зрения другого человека. Потому что, откровенно говоря, экстремизм возникает из самых разных групп, независимо от их религии или политических убеждений.

Фолл утверждает, что фильм Brides не о экстремизме, объясняя: ‘Я считаю, что это история о чувстве одиночества и желании найти место, где ты принадлежишь… Если кто-то заставляет молодого человека чувствовать себя ценным или понятым, он, вероятно, пойдёт за ним — любая группа подойдёт. Именно поэтому важно предлагать позитивные альтернативы. Интернет оказывает сильное влияние, и алгоритмы очень эффективны в том, чтобы говорить нам то, что мы хотим услышать, чтобы поощрять определённое поведение. Нам нужно защитить себя от этих влияний. Мы должны общаться друг с другом лично и участвовать в разговорах, даже если мы не разделяем одни и те же мнения.’

Многие, настраивающиеся на Brides, могут иметь определенные ожидания, но Фолл говорит, что это преднамеренно. Она надеется, что зрители посмотрят фильм и сформируют собственное мнение. «Я считаю, что этот фильм более искренний, чем многие ожидают», — объясняет она, подчеркивая, что Brides не претендует на то, чтобы иметь все ответы.

По словам Фалла, демонстрация социальных сетей была ключевым элементом истории, и было важно правильно это показать. Он отмечает, что изображение интернета в кино часто может казаться неловким, поэтому они должны были быть осторожны.

Особенно сильная сцена в Brides — это монтаж, показывающий Муну и Доу, поглощенных своими телефонами, потерявшихся в социальных сетях, под аккомпанемент песни MIA ‘Bad Girls’. Фол объяснил, что они включили реальные кадры и публикации в социальных сетях. Он был удивлен, обнаружив, что многие девушки, подвергающиеся радикализации, также делились постами о повседневных вещах, таких как котята и конфеты Haribo, рассказывает Фол.

Относительно правдивой истории девушек, которые рисковали всем, путешествуя из Турции в Сирию, Фолл признается, что она и Эль-Бушра испытывали значительное беспокойство даже при попытке рассказать ее. ‘Мы постоянно задавались вопросом, сможем ли мы по-настоящему раскрыть эту историю, и не усилим ли мы вредные стереотипы о мусульманских общинах — чего определенно не требуется’, — объясняет она. ‘Но в конечном итоге, мы знали, что должны быть смелыми и двигаться вперед’, — говорит она.

На протяжении всего фильма основное внимание уделяется отношениям между Муной и Доу, которые колеблются между ощущением сестринской связи и материнско-дочерней привязанности. Эти отношения испытывают значительное напряжение в течение 90-минутного хронометража. Вместо того, чтобы завершиться предсказуемо мрачной концовкой, фильм возвращается к самому началу, показывая нам день, когда Доу и Муна впервые встретились на уроке рисования.

Концовка Brides принимает неожиданный оборот по нескольким причинам. На протяжении всего фильма у вас складывается впечатление, что у этих двух женщин давние отношения, почти как будто они знают друг друга всю жизнь. Более того, последовательность флэшбэков происходит после того, как мы и персонажи смирились с трудной реальностью ситуации До и Муны по прибытии в Сирию. Это особенно трезвящий момент из-за времени его наступления.

Знаете, как киноман, я слышал, что некоторые люди предложили начать фильм с конца и рассказывать историю хронологически. Но честно говоря? Мы просто не хотели этого делать. И я, и мой соавтор, Эль-Бушра, действительно хотели оставить у зрителей чувство надежды и искупления. Мы не хотели делать что-то, что казалось бы просто… «больным порно,» тот вид искусства, который может быть «слишком трудно переварить и непреодолим.» Мы хотели что-то более воодушевляющее, понимаете?

Весёлое ощущение в конце отражает беззаботный характер подросткового возраста, поскольку Фолл объясняет, что дружба – это мощная и значимая связь. Фолл отмечает, что хотя дружба может со временем угасать, она всегда оставляет неизгладимое впечатление на нас и остаётся в нашей памяти.

Прочная связь между женщинами также укрепилась благодаря сотрудничеству в большой, полностью женской команде, объясняет Фол. ‘На самом деле, большинство наших руководителей отделов [heads of departments] были женщинами, что довольно необычно для киноиндустрии’, — отмечает Фол, добавляя, что это создало ‘сокращенный язык общения и сестринство‘. Это способствовало развитию чувства понимания и товарищества между ними.

Речь идет не о следовании тренду – хотя социальная осведомленность – это хорошо – а о признании того, что делать правильно также означает создание лучшего фильма, особенно при исследовании опыта, подобного опыту подростков. У нас было сильное чувство доверия и понимания между нами. Когда мы сталкивались с жесткими сроками и ограниченным бюджетом, это доверие было необходимо. Наличие разнообразной команды – с людьми из разных слоев общества, включая большинство представителей мировых сообществ и многих женщин – было огромным преимуществом за кадром.

Помимо создания сочувствия к этим двум подросткам, финальные кадры фильма мощно демонстрируют граффити в районе Доу, на котором написано: «Казни всех мусульман.» Эта деталь особенно поразительна и оказывает сильное воздействие.

Как сторонник, меня действительно поразило, насколько исламофобия, с которой сталкиваются девушки в фильме — действие которого происходит в 2014 году — всё ещё так распространена сегодня. Честно говоря, с ростом правых взглядов, многие люди из числа меньшинств чувствуют себя всё более изолированными и искренне боятся даже заниматься повседневными делами. Это душераздирающе, и мы должны это решить. Это критически важный вопрос.

Честно говоря, удивительно видеть Brides наконец-то выпущенным в мир, особенно сейчас. Кажется, что разговоры на темы, затронутые в фильме — принятие, идентичность и построение отношений — происходят повсюду. Как сторонник, я думаю, что так важно, чтобы эта история была рассказана прямо сейчас, когда люди действительно открыты для понимания и принятия различных точек зрения. Просто кажется невероятно своевременным, и я рад, что аудитория сможет с ним связаться.

Для людей этой диаспоры закономерности, как правило, повторяются. Я помню, как был молод, когда произошли события 11 сентября, и это событие фундаментально изменило то, как воспринимали наше сообщество. Это реальность, которую Сухайла и я испытали на собственном опыте. С течением времени и десятилетий мы снова сталкиваемся с похожими ситуациями. Это не совпадение.

Некоторые люди, которые в настоящее время имеют платформу – включая начинающих политиков и влиятельных лиц в социальных сетях – намеренно провоцируют конфликты и сеют раздор, несправедливо обвиняя Islam и его последователей. Они намеренно сосредотачивают негатив на religion и её общине и не отступают от этого. Эти люди, обладающие значительной power, активно нагнетают напряженность.

Проблемы сохраняются. Как объясняет спикер: ‘Мы не единая группа – мы разнообразны по происхождению, языкам и внешности. Некоторые выражают себя татуировками, другие – хиджабами. Этот фильм дает представление об этой реальности, но основные проблемы не исчезают – мы это отчетливо видим. Тот факт, что президент США сделал замечания о мэре Лондона, вызывает беспокойство. Вам не обязательно быть художником или политически ангажированным, чтобы признать, что такое поведение неприемлемо. Когда влиятельные люди делают подобные заявления, это создает эффект ряби, влияя на классы, рабочие места и даже повседневное взаимодействие. Нам нужно активно защищать себя от разжигания ненависти.’

Фол объясняет: «Это рискованная ситуация. Это опасно не только для мусульманской общины, но и для всех, так как следующим объектом для нападения может стать кто угодно — и именно так действует фашизм».

Уже сняв фильм, такой как Brides, она зарекомендовала себя как режиссер, создающий глубоко заставляющие задуматься работы. Он побуждает зрителей действительно обдумать тему и историю, которые редко исследуются в мейнстримном кино. Этот фильм заслуживает того, чтобы зрители задумались о своих собственных мыслях о предмете и повествовании, о котором нас никогда раньше не просили подумать в мейнстриме.

Сотрудничая с такими талантами, как Michaela Coel и Aaron Pierre на ранних этапах их карьеры, Fall стремится демонстрировать разнообразие и глубину историй, повествования и личностей. Их видение будущего сосредоточено на предоставлении платформы для этих голосов.

Она объясняет, что прямое объявление посыла проекта – например, говоря: ‘Я делаю что-то о изменении климата или исламофобии’ – было бы как навязывание нежелательного сообщения зрителям. Она считает, что это не её роль. Вместо этого она хочет рассказать историю, которая была бы сложной и, она надеется, либо нежной, либо продуманной. Она чувствует, что позволить аудитории сделать собственные выводы гораздо эффективнее.

Она сейчас очень занята новой программой в Young Vic, начиная с Entertaining Mr Sloane. Она описывает это как ‘очень безумное, очень Marmite’, с улыбкой. Судя по её первому полнометражному фильму, это обещает быть превосходным. И если киноиндустрия признает качество Brides, мы можем ожидать, что в ближайшем будущем увидим больше режиссерского таланта Fall на экране.

Смотрите также

2025-09-30 15:20