Убил ли подъём ‘грустно-комедийных’ сериалов традиционные студийные ситкомы с живой аудиторией?

Полвека назад актёры нового комедийного сериала BBC The Good Life выступали перед живой аудиторией в Студии 8 на Телевизионном центре. Продюсер Джон Ховард Дэвис вспоминает, что первоначальная реакция была не столь восторженной. Он помнит, как возвращался домой в тот вечер, размышляя о том, добьётся ли сериал успеха в конечном итоге.

🧐

Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.

Диверсифицировать портфель

Ему не нужно было беспокоиться в конце концов. К концу четырёх сезонов шоу его регулярно смотрели в среднем 17 миллионов человек, а актёры стали знаменитыми. Год спустя, в 1978 году, была снята специальная заключительная серия, и королева Елизавета II и принц Филипп присутствовали на съёмках.

«Хорошая жизнь» остаётся одним из самых любимых ситкомов всех времён. Но как мы тогда узнали, что момент, когда Марго падает в грязь – в своём ярко-жёлтом дождевике и сапогах – был по-настоящему смешным? Просто: 320 человек в аудитории от души рассмеялись, и они дали нам это понять!

Как большой поклонник классической британской комедии, я всегда думаю о тех шоу из моего детства и о том, насколько они полагались на дорожки смеха. Шоу, такие как ‘Last of the Summer Wine’, ‘Keeping Up Appearances’ и ‘Fawlty Towers’, были не просто забавными сценариями – они были построены вокруг визуальных гэгов, часто там главный герой, будь то Hyacinth или Basil, спотыкался или что-то в этом роде. Всегда была небольшая пауза, чтобы другие актеры отреагировали, а затем накатывала большая волна записанного смеха – это действительно завершало впечатление и давало понять, когда вам следовало смеяться!

Шоу когда-то было надёжно жизнерадостным и широко популярным. Что произошло, чтобы оно изменилось?

Июль 2001 года, с дебютом The Office, ознаменовал поворотный момент для британской комедии. Рики Джервейс и Стивен Мерчант совершили революцию в формате мокьюментари благодаря тонким приемам – например, тоскующим взглядам Дэвида Брента в камеру и намеренно неловким паузам, таким как продолжительная сцена, где Кейт тихо ест шотландское яйцо. Ключом к их успеху была замена традиционного студийного смеха моментами намеренной тишины, создавая более реалистичный и часто неудобный опыт просмотра.

Открыла ли эта новообретенная тонкость путь для другого вида комедии? Похоже, что да. Хотя несколько шоу, таких как ‘Not Going Out’ и ‘Mrs Brown’s Boys’, по-прежнему стабильно вызывают большие смешки, большинство новых телевизионных комедий более сдержанные и реалистичные. Эти шоу часто называют ‘драмеди’ – смесью драмы и комедии – или, иногда, более печально, ‘грусткомедиями’.

Шоу, такие как Back to Life с участием Дейзи Хэггард, и Mum с Лесли Манвилл, отошли от громкого смеха, выбрав более тонкий и душевный вид юмора. Актеры, такие как Тоби Джонс – известный по ролям в Don’t Forget the Driver и Detectorists – стали известны этим более мягким стилем комедии, отдавая приоритет тихому удовольствию, а не громкому хохоту.

Я заметил, что комедия в последнее время сильно изменилась. Дело больше не только в быстрых шутках – мы ожидаем настоящие истории, персонажей, с которыми можно установить связь, и что-то, что кажется реальным, как и в серьёзных драмах. Это предъявляет гораздо более высокие требования к писателям. На самом деле, Тим Крауч, который писал для сериала ‘Driver’, однажды сказал мне, что по сути написал драму, но с ограниченным бюджетом, который можно ожидать для комедии. Это действительно запало мне в память – это показывает, насколько поднялась планка для комедийного письма.

Некоторые недавние комедии были бы смешнее, если бы у них была живая студийная аудитория, реагирующая на шутки. Без этого шоу может казаться плоским, и было бы интересно посмотреть, как классический ситком выдержит без своей привычной дорожки смеха – чтобы увидеть, действительно ли он всё ещё смешной без неё.

Не стоит отметать всё только из-за нескольких недостатков. Комические персонажи, такие как Дэвид Брент, всегда существовали – у нас были похожие фигуры, такие как Базил Фольти и Руперт Ригсби, до него. А до персонажа Тоби Джонса был Ричард Бриерс в роли Мартина, который был не менее запоминающимся.

По-настоящему великие комедии — это не про остроумную подачу; они про запоминающихся, увлекательных персонажей, которых зрители любят и поддерживают, несмотря ни на что. Именно эти хорошо проработанные персонажи, а не только шутки, будут продолжать заставлять нас смеяться еще долгие годы.

Смотрите также

2025-10-21 03:11