Для этих времен

Для этих времен

Как давний поклонник произведений Чарльза Диккенса, я могу по-настоящему оценить проблемы, с которыми может столкнуться человек с дислексией, решая свои длинные предложения. Тем не менее, чтение Барнаби Раджа для Audible было достижением, которым я дорожу. Это было похоже на путешествие по лабиринту слов, но выход на другую сторону с новым пониманием и признательностью за гений Диккенса.


Подписывайтесь скорей на наш Телеграм-канал @firstingame 👇

Подписаться в Telegram


Программа Hard Times выходит на Радио 4 в воскресенье, 29 сентября, в 15:00. «Маленькая Доррит» выйдет в 15:00 в воскресенье, 13 сентября, а «Наш общий друг» — в 15:00 в воскресенье, 3 ноября. Добавьте их в свою коллекцию прямо сейчас.

Дэвид Моррисси изображает Томаса Грэдграйнда, преуспевающего школьного администратора, торговца и члена парламента, глубоко приверженного принципам утилитарного и логического рассуждения, в романе Чарльза Диккенса «Тяжелые времена».

Вас познакомили с Диккенсом в детстве?

В мои школьные годы ни Диккенса, ни Шекспира не было в списке книг для чтения. Вместо этого я столкнулся с ними гораздо позже, когда мне было чуть больше двадцати. Поначалу их большие и объемные книги казались устрашающими, но как только я начал читать, я обнаружил, что в их языке нет ничего устрашающего. Они текли без усилий. Сейчас известно, что свои истории они писали эпизодически, подобно современным мыльным операм, увлекая всех. Вот почему владельцы газет так их обожали: Диккенс сыграл важную роль в увеличении продаж газет. Он использовал захватывающие сюжеты и драматические моменты, чтобы зацепить читателей. Я сыграл Брэдли Хэдстоуна в адаптации «Нашего общего друга» на BBC2 в 1998 году, истории, богатой интригующими персонажами: юмористическими, трагическими и даже политическими. При этом «Тяжелые времена» имеют и современную политическую значимость. Так что да, во время обучения я его не изучал, но как только начал читать, меня полностью увлекло!

Расскажите нам больше о связях, которые вы видите с текущей политикой в ​​«Трудных временах».

В течение многих лет меня беспокоили такие люди, как Майкл Гоув во время его пребывания на посту государственного секретаря по образованию [2010–2014 гг.]. Он очернял то, что он называл «более простыми вариантами»: искусство, музыку, драму, медиа-исследования и так далее. По сути, он доказывал большой группе учащихся государственных школ, что эти предметы не важны. Вместо этого он подчеркнул важность математики, английского языка и естественных наук – предметов, которые, как утверждается, являются приоритетными для бизнеса. Последствием такого подхода стало подавление творчества, воображения и любопытства, а также снижение ценности фантазии.

У «Трудных времен» есть современный политический аспект.

Какую связь вы видите между романами Диккенса и современностью?

Проще говоря, когда мы обсуждаем сокращение художественного образования в государственных школах, очевидно, что обратное верно в частных школах, где некоторые учебные заведения могут похвастаться театральными и оркестровыми залами, не уступающими тем, что есть в лондонском Вест-Энде и Королевском филармоническом обществе. Это говорит о том, что доступ к искусству имеют в первую очередь богатые люди, исключая рабочий класс. Это создает повествование, подразумевающее: «Это не для тебя». Исторически сложилось так, что правящие классы с осторожностью относились к образованию масс, потому что образованные люди склонны задавать вопросы и искать знания. Я надеюсь, что Лейбористская партия сейчас принимает трудные решения, чтобы они могли восстановить общество, на которое я надеялся.

Как вы думаете, что сказал бы Диккенс о современной Британии?

Вероятно, он выразил бы шок по поводу того, насколько незначительным был достигнут прогресс.

Есть ли роли Диккенса, которые вам хотелось бы сыграть?

Домби [из Домби и сын]. Я думаю, что он отличный персонаж. В нем есть что-то, что мне всегда нравилось. Как и Грэдграйнд, он застрял на своем пути. Но он также убит горем. Это человек, который почувствовал, что у него одна судьба, но ее у него отобрали, и он не может жить настоящим, потому что он настолько заперт в прошлом. Одна из моих любимых книг Диккенса — Ночные прогулки. У него была бессонница, и он просто гулял по ночному Лондону и писал о своих наблюдениях. Это очень много размышлений о жизни и бедной части Лондона. Сам Диккенс как персонаж мне кажется очаровательным. Очевидно, он был сложной личностью.

 

В сериале «Маленькая Доррит» Джейсон Уоткинс играет двух персонажей: Чарльза Диккенса, известного писателя, и безжалостного убийцу Риго, открыто сознающегося в своих преступлениях.

Когда вы познакомились с творчеством Диккенса?

Первоначально я познакомился с Чарльзом Диккенсом через фильмы, в частности «Рождественскую песнь». Однако, когда мне было около 11 лет, мы навестили необычного родственника моего отца, который жил уединенно на ферме в Линкольншире. К концу дня они все были довольно пьяны и в итоге подарили мне сборник произведений Диккенса Caxton Press 1910 года. Я все еще обладаю им; это чудо. Несмотря на это, моя борьба с дислексией помешала мне когда-либо прочитать эти книги.

Было ли для вас пугающим, учитывая вашу дислексию, взять на себя задачу прочитать такой роман, как «Барнаби Радж», поскольку Диккенс известен тем, что пишет особенно длинные предложения?

Я утвердительно сообщил Audible, что планирую быстро просмотреть контент, и они в ответ посоветовали мне не торопиться. Несмотря на их предложения, я нашел способ завершить чтение 885-страничной книги, что считаю одним из своих главных достижений.

В телесериале «Маленькая Доррит» вы играете двух противоположных персонажей: Риго и Чарльза Диккенса. Один персонаж — безжалостный убийца, а другой — сострадательный и понимающий человек. Как вам удалось воплотить эти две разные роли?

Фантастика! По сути, я именно этого и добиваюсь. Повествование удивительно остроумно, напоминает гений Диккенса. По сути, он исследует свою роль в мире, который он создал, наполняя книгу и ее персонажей частичкой себя, как это сделал бы любой опытный писатель. А что касается Риго, такой сложный персонаж — хитрый, манипулятивный, морально сомнительный… Играть такие злодейские роли почти кайфово.

Диккенс был бы потрясен масштабом детской бедности, которая все еще существует.

Один примечательный аспект, который часто вспоминают о «Маленьком Доррите», — это Управление обходов, которое, кажется, существует в первую очередь для выгоды своих бюрократов, которые часто бывают неумелыми, обструкционистскими и эгоцентричными. Правдоподобно ли, что это находит отклик у современной аудитории?

Разве не иронично, что технологические достижения иногда могут лишить нас человеческих качеств? Точно так же, как Диккенс подчеркнул дегуманизацию, вызванную промышленной революцией и связанной с ней бедностью, мы сейчас пытаемся понять, какое место человечество вписывается в эту технологическую революцию. Вчера у меня был разговор о проблемах записи на прием к врачу. Вам нужно быть быстрее других, чтобы нажать кнопку в 8:30 утра, что кажется абсурдом. И когда вы слышите: «В настоящий момент у нас исключительно большой объем звонков», это похоже на ложь, не так ли? Это говорит о том, что у них не хватает персонала, и они заставляют нас ждать, потому что не хотят инвестировать в дополнительные ресурсы. Я думаю, Диккенс был бы заинтригован, раскрыв бюрократический обман нашей современной системы здравоохранения.

Как вы думаете, что бы он сказал о современной Британии?

Мне кажется, его, вероятно, шокирует тот факт, что детская бедность сохраняется в таких огромных масштабах даже в одной из ведущих экономик мира. Я верю, что он оценит открытость и свободу выражения мнений в социальных сетях. Однако, учитывая сегодняшнюю чувствительную обстановку, вполне вероятно, что его быстро раскритиковают или «отменят». Тем не менее, я не сомневаюсь, что он будет хорошо осведомлен в этих вопросах.

Есть ли какие-нибудь роли Диккенса, которые вы хотели бы сыграть в будущем?

Интересно, что я всегда чувствовал связь со злодейскими персонажами, такими как Скрудж или Билл Сайкс из Оливера Твиста и Мэгвич в «Больших надеждах», учитывая мое прошлое. Эти роли мне нравятся, поэтому повторное обращение к произведениям Диккенса кажется неизбежным теперь, когда вы подняли эту тему.

Смотрите также

2024-09-27 15:34