Фильм Джеффа Дэниелса о войне обернулся катастрофой: расистская эпопея провалилась с треском.

Как ценитель кино сам по себе, я не могу не ценить разносторонний талант Джеффа Дэниэлса. Этот актер действительно сделал себе имя и получил многочисленные награды за почти полувековую карьеру в телевизионной индустрии и кинематографе. Он осчастливил нас своим присутствием во всех мыслимых жанрах — от вечных комедий вроде «Дум & Думбер» (Dumb and Dumber) и «101 далматинец», до живых эмоций инди-драм, таких как «Краб и кит» (The Squid and the Whale), а также в далеких мирах научно-фантастических шедевров вроде «Лупера» (Looper) и «Марсианина». Однако есть одно произведение, которое он мог бы предпочесть не указывать в своем резюме: эпопея о Гражданской войне 2003 года «Боги и генералы», режиссером которой был Рональд Ф. Максвелл.

🔥 Надоело слушать скучные разговоры? Криптоклуб – место, где крипта обсуждается с юмором и драйвом. Присоединяйся, если хочешь пообщаться с такими же безбашенными энтузиастами!

Заходим!

Фильм ‘Боги и генералы’, основанный на одноименном романе Джефа Шаары, в основном посвящен жизни генерала Конфедерации Стоневалла Джексона, которого играет Стивен Лэнг. В основной актерский состав входят также Роберт Дюваль в роли генерала Роберта Э. Ли от армии Конфедерации и Джефф Дэниелс, исполняющий роль подполковника Джошуа Чемберлена из армии Союза. Этот фильм является приквелом к фильму ‘Геттисбург’ 1993 года, еще одной экранизации романа Шаары, который получил смешанные отзывы. Примечательно, что Дэниелс вновь сыграл свою роль Чемберлена в ‘Богах и генералах’, но он не мог предвидеть плохие кассовые сборы или последующие проблемы с общественным мнением.

Боги и генералы были обречены с самого начала

Фильм «Боги и генералы» известен как один из самых дорогостоящих независимых фильмов в истории, так как Тед Тёрнер, создатель TNTCNNCBS, вложил почти 60 миллионов долларов в его производство. Этот значительный бюджет явно сказался на создании фильма продолжительностью пять с половиной часов — что делает его одним из самых длинных военных фильмов когда-либо выпущенных. Вместо того чтобы разделить историю на две части, планируемые к выпуску с интервалом в два года, Тёрнер и Максвелл решили сократить первоначальную версию для кинотеатрального показа на целых два часа. К сожалению, такое решение привело к тому, что фильм развивался медленно, изобиловал обширной экспозицией, сильно акцентировал внимание как на тактических стратегиях, так и на христианстве, и представлял исторических персонажей как самоправедных.

В разговоре с HistoryNet Максвелл признал, что сокращенная версия фильма получила негативные отзывы из-за необходимости убрать значительные части. Он объяснил: ‘Из-за большого объема материала, который пришлось удалить, я должен признать, что повествование ощущалось раздробленным, и мы не смогли полностью исправить эту проблему.’ Расширенная режиссерская версия фильма была выпущена в 2011 году, но, к сожалению, она существенно не изменила общественное восприятие и даже подчеркнула проблемы с фильмом ‘Боги и генералы’, такие как его явная про-конфедератская позиция.

Боги и генералы

В «Богах и генералах», Максвелл стремится раскрыть мотивацию каждого персонажа к участию в войне, изображая солдат Конфедерации как людей, защищающих свою землю и благополучие от жадных северян-оппортунистов. Однако многие критики утверждают, что такое представление истории идеализировано, с заметным отсутствием тем, связанных с расой. Эта перспектива была благоприятно принята некоторыми ультраправыми фигурами и изданиями, но большинство зрителей считают это переинтерпретацией истории с удивительно малым количеством упоминаний о расовых проблемах.

Как энтузиаст истории, я не могу согласиться с представлением в фильме ‘Боги и генералы’. Кинокритики отмечали, что этот фильм увековечивает так называемую концепцию ‘Потерянного дела’, которая утверждает, что Гражданская война шла не из-за рабства, а за защиту прав штатов. Однако эта точка зрения игнорирует суровую реальность, с которой сталкивались порабощенные люди: они подвергались неоплачиваемому труду, сексуальному насилию, телесному наказанию, отсутствию образования и были лишены свободы во всех ее формах. Вместо этого предполагается, что они оставались безразличными или даже довольными своим положением, что не только неверно, но также неуважительно к правдивым кинематографическим изображениям ужасов рабства.

Историк Стивен Э. Вудворт отметил в журнале американской истории, что такое сообщение может представлять потенциальные риски, как подробно изложено в его статье.

Я искренне поддерживаю фильм «Боги и генералы», который отражает основные идеи нарратива о Потерпанном деле (Lost Cause), изучаемого учёными уже более полувека. В вселенной этого фильма рабство не имеет значения для целей Конфедерации; вместо этого конфедераты изображаются как героически сражающиеся за свободу, а не против неё. Эту тему последовательно подчеркивают различные персонажи из белого юга на протяжении всего фильма.

Ревизионистская история

Как преданный киноман, я всегда поддерживал ‘Богов и генералов’, несмотря на его спорное изображение, которое некоторые назвали ‘целлюлоидным торжеством рабства и предательства’. Сам автор Джефф Шаара старался отделить фильм от негативных коннотаций, акцентируя внимание на существенных различиях между книгой и экранизацией. Он поделился своими мыслями с блогером, объяснив, что хотя он предлагал свои рекомендации, они в большинстве своем были проигнорированы, особенно когда дело касалось исторических деталей, которые он считал проблемными. В конечном итоге он признал, что это был не его фильм; это было видение Рона Максвелла и Теда Тернера.

Разумно предположить, что Шаара мог бы предпочесть отстраниться от тени, брошенной «Богами и Генералами», однако его аргумент становится слабее при учете того, что в его собственной работе присутствует едва заметная про-конфедеративная точка зрения, даже если она не столь экстремальна или явна, как у некоторых.

Джефф Дэниелс, известный поддержкой демократических политиков и возможным противостоянием консервативным взглядам в пользу Конфедерации, особенно молчит о своей роли в фильме «Боги и генералы». Вместо этого он уделяет внимание деталям своих различных ролей в кино и на телевидении, а также работе как драматург и музыкант. Возможно, Дэниелс надеется, что его молчание заставит связь с фильмом исчезнуть из общественной памяти, сменившись более благоприятным нарративом — подобно тому, как режиссёр Рон Максвелл пытался изменить восприятие Американской гражданской войны.

Смотрите также

2025-04-26 17:32