Как шедевр Джерри Андерсона «Космос: 1999» установил невероятно высокую планку для научно-фантастических телесериалов.

В былые времена, примерно полвека назад, меня захватила грандиозная, масштабная научно-фантастическая серия. Этот впечатляющий проект, обладавший значительными финансовыми ресурсами, отправил лунную колонию далеко за пределы земного притяжения, оставив неизгладимое впечатление на бесчисленное количество молодых умов, таких как я. Это было просто потрясающе!

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Инвестировать в индекс

Как заядлый киноман, я не могу не вспоминать с теплотой тот день в сентябре 75-го, когда на наших телеэкранах состоялся грандиозный дебют «Космоса: 1999» – самого дорогостоящего британского сериала, когда-либо созданного на тот момент. С высокими амбициями, впечатляющим составом звезд первой величины и передовыми спецэффектами, это был настоящий риск, на который пошли провидцы Джерри и Сильвия Андерсон.

Прошло полвека, и этот новаторский сериал продолжает очаровывать зрителей по всему миру, заслужив звание настоящего шедевра среди своих преданных поклонников. Поднимем тост за тех смелых пионеров, которые расширили границы научно-фантастического повествования!

В 1960-х годах этот дуэт неизменно добивался успеха со своими новаторскими кукольными шоу, такими как Supercar, Stingray, Thunderbirds и Captain Scarlet and the Mysterons. Производство стоимостью 2,6 миллиона фунтов стерлингов, снятое на студии Pinewood Studios с участием супружеской пары Мартина Ландау и Барбары Бейн из Mission: Impossible, стало значительным событием. Как объясняет Джейми, сын Джерри, TopMob, это представляло собой все, что пара задумала, но также, возможно, их самое большое беспокойство из-за связанного с этим давления.

В том сериале 1970 года они стремились покинуть мир кукол и войти в мир людей. Они достигли этого с помощью НЛО. Несмотря на положительные первоначальные рейтинги в США, намекавшие на второй сезон, производственная компания ITC Entertainment отказалась от этой идеи. Вместо этого, Андерсоны перенаправили масштабную подготовку к ‘UFO2’ в совершенно новое предприятие.

По словам Джейми, казалось, что все находится на грани краха. Однако, неожиданно, им удалось спасти это из пепла, превратив в нечто, напоминающее голливудский уровень, благодаря их выдающимся американским актерам. Но этот успех влечет за собой значительное давление, которое испытывает и без того хрупкий брак и производственное партнерство.

Из хаоса возникло нечто замечательное: дизайн был визуально поразительным, повествования захватывающими, а спецэффекты феноменальными для телевидения 1970-х годов. Грубые, высококачественные космические сцены, напоминающие те, что в «Космической одиссее 2001 года», не были случайностью. Брайан Джонсон, создатель моделей для того фильма, теперь руководил спецэффектами в «Космосе: 1999», сериале, который оказал влияние на Джорджа Лукаса, создателя далёкой-далёкой галактики.

Цели Джерри для сериала «Космос: 1999» были широкими и глубокими, как описывает Джейми. Они охватывали зрелищность, философские размышления, исследования и другие возвышенные темы. Это высокое стремление также отразилось в сюжете сериала, который нес в себе вдумчивое послание об окружающей среде и передовых идеях. История вращалась вокруг последствий сброса ядерных отходов на Луну, что спровоцировало огромный взрыв, в результате которого лунная база, населенная более чем 300 учеными, унеслась в бескрайние просторы глубокого космоса.

В каждом эпизоде в начале демонстрировался заманчивый предварительный просмотр, известный как монтаж «Этот эпизод», сопровождаемый увлекательной музыкальной темой, написанной давним композитором Андерсона Барри Греем. Позже Рональд Д. Мур использовал аналогичный подход в «Звездном крейсере «Галактика», признав его происхождение в 1999 году.

Как заядлый поклонник, я нашел первоначальную концепцию – требование высшего руководства ITC, которое фактически исключило любые дальнейшие истории, происходящие на Земле, для UFO2 – ничем иным, как выдающейся, при этом некоторые скептически настроенные зрители выражали недоверие. Однако, оглядываясь назад, этот, казалось бы, дерзкий подход оказался одной из его самых похвальных сильных сторон.

Джейми объясняет: «Если смотреть с лунной перспективы, то место действия заманивает персонажей на мрачную, серую планету посреди бесконечной пустоты. Поначалу это кажется ограничивающим, но как только вы учитываете, что за пределами может скрываться что угодно, возможности становятся безграничными. Отказ от гравитационных сил Земли позволяет писателям глубже понять, что значит быть человеком во все расширяющейся, бесконечной вселенной. Таким образом, это фантастическая площадка, и многие весьма эффективно использовали свое воображение в ее рамках.»

В контексте шоу, которое ставит во главу угла пробуждение творческого начала, вполне понятно, что некоторые передачи могут отходить от научной точности, как это было в случае с «Космос: 1999». Как выразился Кристофер Пенфолд, писатель и консультант по сюжету, в интервью 2002 года, «Научно-фантастические истории часто воспринимаются как приключенческие боевики. Однако то, что мы исследовали в «Космосе: 1999», было не только приключенческим боевиком, но и ‘исследованием идей’.

В первом сезоне Пенфолд, один из создателей, выразил, что мы не избегали смелых концепций. Вместо этого эти дерзкие идеи придавали нам энергии каждый день и вызывали огромный энтузиазм в нашей команде.

Восемнадцатилетняя дочь Сильвии, Ди, находила удовольствие в посещении съемочной площадки во время съемок, так как это было приятным изменением по сравнению с предыдущими проектами, и теперь она достигла возраста, когда могла работать вместе с настоящими актерами. Однако, кажется, ее мать Сильвия и Джерри могли испытывать смешанные чувства по поводу перехода от кукольного театра, учитывая, что они привыкли сотрудничать с куклами, которые не закатывали истерики и не перечили!

Она отмечает: «Моя мама, действительно, расцветала в обществе. Многие актеры ее обожали, и она тесно сотрудничала с Майклом Барнсом в качестве главного директора по кастингу. Ее навыки в выявлении и привлечении талантов были исключительными, эта черта оставалась заметной даже во время ее многолетней работы в HBO.»

Размышления о потенциальных различиях в сериале «Космос: 1999», если бы ITC не требовало американских главных героев, могли бы предложить интересные идеи.

Ди заявила, что часто выходила за рамки привычного при выборе актеров, что иногда приводило к трудностям из-за ее нестандартных взглядов. Однако эти смелые решения, как правило, окупались. У нее была прекрасная способность видеть талант и она восхищалась такими исполнителями, как Альберт Финни, которые были умелыми, преданными своему делу и способными дарить богатые и искренние выступления. Если бы ей представилась возможность, она без колебаний выбрала бы актера вроде Финни для своих проектов.

На протяжении двадцати четырех эпизодов планировалось участие целого ряда звездных приглашенных актеров, включая Кристофера Ли, Питера Кушинга, Маргарет Лейтон, Иэна МакШейна, Джереми Кемпа, Джоан Коллинз, Джулиана Гловера, Ислу Блэр, Ричарда Джонсона и Лео МакКерна.

За годы существования было отмечено множество случаев задержек в производстве, при этом многие эпизоды выходили позже запланированного срока, а пилотный эпизод был задержан на несколько недель. Однако одна конкретная задержка произошла не случайно – она случилась, когда Рой Доутрис, сыгравший хитроумного комиссара Симмондса в двух эпизодах, неожиданно получил приглашение от Имона Андрюса появиться в программе «Это ваша жизнь».

Дотрис представил эпизод шоу, который фанаты вряд ли забудут. Если по какой-либо причине вы еще не смотрели его, пожалуйста, отвернитесь – но вам действительно стоит наверстать упущенное! Журналистка Самира Ахмед – одна из тех, кто восхищается этой серией. Как она поделилась с TopMob, ‘эпизод ‘Земляне’ навсегда запечатлелся в моей памяти’. Она добавила, что особенно запомнился ‘интенсивный стук комиссара Симмондса в стеклянные стены его космического ‘гроба’, осознавшего, что он не вошел в состояние гибернации’.

Ахмед делится своими ностальгическими размышлениями, говоря: ‘Когда-то я смотрел Front Row на Radio 4 и Newswatch на BBC1, и отчетливо помню, как смотрел это в одиночестве по субботним утрам на LWT. В этом было что-то интригующе экзистенциальное, что завораживало меня… Вокруг его тем ощущалась неоспоримая аура духовной загадочности и страха — исследования экстрасенсорных способностей и потусторонних явлений.’

Ахмед выражает еще одну причину, по которой шоу понравилось многим, упоминая ее любовь к визуальной привлекательности и технологиям Лунной базы Альфа. Захватывающие аспекты включали в себя сверкающие белые конструкции Альфы, отличительные цветные рукава на униформе экипажа, практичный дизайн их оглушающих пистолетов и коммуникационных устройств, хорошо спроектированный, но реалистичный космический корабль Eagle, а также живость и своеобразие инопланетных миров, которые они исследовали.

В этой истории альфы пережили различные столкновения, включая искажения времени, чёрные дыры, версии себя из будущего, дружелюбных и враждебных инопланетян. Заслуживающие внимания сюжеты включают:

1. Хранитель Пири — Странная планета захватывает Альфу и её собственный компьютер в смертельную ловушку; художник-постановщик Кит Уилсон был звездой этого эпизода.
2. Сила жизни — Технический сотрудник поглощается энергетической сферой, которая выкачивает энергию из лунной базы.
3. Последний закат — Эта жизнерадостная история об уходе изображает приобретение Луной атмосферы.
4. Другое царство смерти — Эта часть сочетает в себе ледяную планету, комичного персонажа, напоминающего шекспировских шутов, и Брайана Блесседа в роли бессмертного доктора.

Распространенная рекомендация среди многих поклонников, включая Джейми Андерсона, – жуткий ‘Владения дракона’. Эта серия известна своими напряженными элементами ужаса, особенно пугающая и часто упоминаемая. Представленное существо захватывающее, а общая атмосфера на удивление сильная.

По мнению Ди Андерсон, ощущение страха хорошо продается и усиливает напряжение сюжета. Это, безусловно, применимо к «Космосу 1999», отмечает она. Что касается ее личного фаворита, «Завет Аркадии» оказал на нее большое влияние. Он был интригующим, поскольку предполагал связь между жизнью на Земле и, возможно, самой ранней человеческой расой. Для ее матери шоу было не просто исследованием вселенной; речь шла о понимании роли человечества в ней. Эта точка зрения глубоко отозвалась в Ди, сделав «Завет Аркадии» ее предпочтительным выбором.

К концу своего первого сезона сериал «Космическая одиссея 1999» набирал обороты, но сильное давление на продюсеров в конечном итоге привело к разногласиям между Джерри и Сильвией. Сильвия приняла решение покинуть проект, а Фред Фрайбергер, американец, занял пост продюсера для создания более ориентированного на действие и менее интеллектуально стимулирующего второго сезона стоимостью 3,7 миллиона фунтов стерлингов. В связи со значительными изменениями персонаж Виктора Бергмана в исполнении Барри Морса был заменен на Майю, инопланетянку-оборотня, которую сыграла Кэтрин Шелл.

В 1999 году отзывы были в основном негативными. Один рассказ, который он написал лично, с планетой, населенной говорящими деревьями, он назвал в честь города, мимо которого когда-то проезжал, назвав его «Правила Лютона».

Джейми согласен, говоря: «Действительно, если второй сезон настолько отличается от первого по части персонажей и структуры, возможно, другое название было бы более уместным. Как насчет просто назвать его «Лунный форпост»? Давайте внесем изменения, безусловно!»

Самира Ахмед считает, что первый сезон преуспевает во всех аспектах, но особенно ей понравился персонаж Майя, которую она нашла похожей на женского Спока с её итальянским парнем Тони Вердески (в исполнении Тони Анхольта). Действительно, пример для подражания! Её любимой серией была «Хризалида AB», поскольку она эффективно сочетала зловещую растущую опасность с открытием новой планеты. Плавающие коммуникационные устройства также стали для неё одним из ярких моментов, и хотя сейчас она считает трансформации несколько нелепыми, в то время она была очарована превращением Майи в существо, дышащее хлором — тогда это казалось каким-то логичным.

С моей точки зрения, как любителя кино, Андерсоны, возможно, не ставили шоу в приоритет в тот период. Как говорит Ди, ‘Это была сложная эпоха для них обоих, но в то время женщин могли легко игнорировать. К сожалению, именно Сильвию отодвинули на второй план, несмотря на ее десятилетия выдающегося вклада. Она стала как призрак в исторических хрониках, стертая так, будто ее никогда и не было. Многие, с кем я общался, согласны с тем, что как только она отошла от работы над сериалом, его суть, казалось, исчезла.

Проще говоря, Джейми отмечает, что, учитывая преобладающие гендерные установки 1970-х годов, вероятнее, что вернется мужчина-продюсер, а не женщина, учитывая временной период.

Могла ли напряженность в их отношениях привести к необычному чувству отстраненности или холодности, если вы понимаете, о чем я… Однако, довольно удивительно, как они сохранили самообладание в сложившихся обстоятельствах и успешно завершили такой дорогостоящий, заметный и напряженный проект.

Несмотря на их различные вариации, нельзя отрицать, что оба сезона сериала завоевали множество поклонников со всей вселенной. В 2019 году Самира Ахмед подняла фанатскую культуру знаменитостей на беспрецедентную высоту, одержав победу в Celebrity Mastermind’s Champion of Champions, одетая в костюм Альфы с желтыми рукавами. Она одержала безоговорочную победу, набрав идеальные 10 баллов по выбранной теме — Космос: 1999, что вполне ожидаемо. «Если бы вопросы были более лаконичными», — шутит она, — «я бы ответила еще больше».

Как заядлый поклонник научной фантастики, я не могу не восхищаться тем, насколько дальновидным был этот сериал, учитывая, что он вышел 26 лет назад, но до сих пор оказывает сильное влияние в космической отрасли. Мне посчастливилось встретить сотрудников NASA и ESA, чья жизнь полностью изменилась благодаря его прогрессивному изображению будущего. Это свидетельство непреходящего влияния шоу!

Они участвовали в миссиях, отправлявших предметы на Марс и еще одной, вращавшейся вокруг Луны. Их энтузиазм по поводу ‘Орла’ и выражение любимых серий приносит радость бесчисленному количеству людей. Встреча с ними лично имеет для меня огромное значение, так как отражает их влияние на столь многих.

Шоу «Космос: 1999» часто заставляет задуматься благодаря исследованию глубокого вопроса: что значит быть уязвимым, ограниченным человеком в бесконечной и, возможно, вечной вселенной? Этот вопрос о нашей человечности посреди необъятного космоса делает «Космос: 1999» интригующим. Не случайно эта тема постоянно возникает в живых выступлениях, а также в документальных фильмах, которые я создаю. Я считаю, что шоу было намеренно разработано для решения глубоких философских вопросов, что делает его больше, чем просто развлечением.

После победы в программе «Мастермайнд», Самира Ахмед заявила, что поняла, что у неё было множество известных сторонников, включая Фрэнка Скиннера, Дункана Джонса и, возможно, Эдгара Райта.

Известный сценарист Джон Логан, автор таких хитов, как «Гладиатор» и «007: Координаты «Скайфолл»», также выразил свой энтузиазм и примет участие в документальном фильме о «Космосе: 1999», который выйдет на ITVX. Джейми отмечает: «Отец был бы в восторге от этого». Трудно представить себе много программ, которые оказали бы такое широкое влияние, охватывая как науку, так и творческие начинания.

В сентябре прошлого года многие поклонники посетили празднование ‘Лондон: 1999’, где оригинальные члены съемочной группы обсудили, что сделало шоу таким привлекательным. Клифтон Джонс (Дэвид Кано) заявил, что в сериале работали одни из самых новаторских сценаристов, чьи идеи были революционными и воплощали многие мечты благодаря своему футуристическому изображению. К сожалению, Джонс скончался в июне в возрасте 87 лет.

На мой взгляд, как кинокритика, «Космос: 1999», производство, разделенное с итальянским вещателем RAI, внесло нотку итальянского колорита на протяжении своего первого сезона, с участием заметных итальянских актеров, таких как Карла Романелли, сыгравшая Мелиту в «Мозгах в космосе». Во время «Лондон: 1999» она покорила поклонников своим заразительным энтузиазмом, выразив искреннюю благодарность сценаристам и актерам за их способность вдохновлять на мечты и создавать интеллектуальный шедевр. В один момент она сияла от восторга: «Сильвия, сценаристы и все остальные участники… они зажгли наше воображение. Мы все неустанно работали, чтобы представить интеллект и видения, которые вас захватят. Это действительно прекрасно видеть, что вы здесь с нами. Мы польщены вашим присутствием. Спасибо!»

Шоу явно вызвало длительный энтузиазм, который сохраняется по сей день. Ник Уильямс, глава общества любителей Fanderson, называет его одним из самых выдающихся творений Джерри и Сильвии Андерсон. Он также отмечает: «Для меня, как для 12-летнего мальчика, это была отправная точка в более зрелую научную фантастику».

Погрузившись в научное сообщество в космосе, я оказался среди альфийцев, пытающихся разобраться в опасной ситуации, возникшей не по их вине. Больше всего меня поразило, насколько реалистичными казались Лунная база Альфа, корабли ‘Орлы’ и другое оборудование. Кроме того, персонажи демонстрировали человеческую слабость и несовершенство.

Важно сразу сказать: «Космос: 1999» — мой любимый телесериал. Для меня этот сериал был высшей формой побега, и его первый сезон казался сборником историй, каждая из которых имела свой уникальный тон и посыл. Он расширил мой кругозор, породив дружбу, участие в фан-сообществах, встречи с кумирами и многое другое. Подобно Виктору Бергману, поднимавшему тост 60-летним бренди, я не могу не повторить его слова: «За все, что было когда-то».

Смотрите также

2025-08-26 13:08