Кто такой Мартин Доннелли и почему его благодарят в титрах фильма о Формуле-1?

F1: Фильм спойлеры следуют.

Как фанат игр могу сказать, что фильм ‘F1: The Movie‘ полон звездных гостей из мира гонок. Легендарные личности, такие как Льюис Хэмилтон, семикратный чемпион мира и продюсер, Уилл Букстон, бывший ведущий F1 TV, и Гюнтер Штайнер, экс-руководитель команды Haas, а также страстный поклонник ‘Drive to Survive’, все они представлены в фильме. Теперь, Стейнер не считает, что пилоты APX GP выглядят как рок-звезды, но вы поняли идею.

В заключительных сценах фильма звучит примечательная отсылка к Мартину Доннелли, которая может вызвать у вас интерес к тому, кто он такой и как связан с фильмом. Позвольте нам подробно рассказать вам об этом.

Что читать дальше

Кто такой Мартин Доннелли? Плюс то, как он вдохновил историю Сонни Хейеса.

Мартин Доннелли, в конце 1980-х и начале 1990-х годов находился на грани того, чтобы стать известным именем в Формуле 1. Тем не менее, его многообещающая карьера гонщика в элитной категории автоспорта трагически завершилась из-за серьёзной аварии, поразительно напоминающей разрушительное происшествие, которое положило конец первоначальной работе Сонни Хейеса в Ф1 в фильме.

В фильме они изобразили молодого Сонни едущим в машине цвета желтого и синего Camel, очень похожей на настоящий автомобиль Мартина, во время сцены аварии на трассе Жерез в Испании. Однако это вымышленное событие происходит в 1993 году, через несколько лет после того, как произошла реальная авария.

Мартин родом из Белфаста и родился в 1964 году. В интервью The Lotus Forums он рассказал о своем воспитании, которое было характерно для рабочего класса. Его отец сильно любил автогонки, и они вместе наслаждались просмотром соревнований в его детстве.

Когда Мартину было подростком, он начал заниматься гоночными соревнованиями и поднялся по ступеням современных подготовительных трасс Формулы-1. Он отклонил предложение поступить в университет для изучения машиностроения, когда его карьера гонщика пошла вверх.

В 1988 году он занял третье место в общем зачете Международной серии Формулы-3000 (ранней версии текущего чемпионата Формулы-2). Стоит отметить, что он добился этого результата, несмотря на участие всего лишь в пяти гонках сезона.

В начале своей профессиональной карьеры Мартин имел возможность участвовать в элитных длинных гонках, таких как Ле-Ман и 24 часа Дайтоны. Особенно запомнилось, что именно на последней гонке Сонни участвовал в самом начале фильма о Формуле-1.

В 1989 году он получил долгожданный вызов на участие в гонках Формулы-1 с командой Arrow. Впоследствии он вернулся в команду Lotus, где ранее работал тест-драйвером, и обеспечил себе гоночное место для следующего сезона.

В возрасте всего лишь 26 лет жизнь Мартина пережила значительную трансформацию. Этот поворот произошел во время Гран-при Испании в 1990 году, когда неисправность подвески привела к аварии на квалификационных заездах мероприятия.

Проще говоря, Мартин столкнулся со стеной на скорости примерно 283 км/ч, испытывая силу приблизительно равную гравитационному притяжению Земли умноженному в 42 раза. Этот мощный удар настолько сильно повредил защитную клетку вокруг него и даже расколол его шлем. В результате, его транспортное средство было полностью разрушено, а обломки разбросаны по всей трассе.

Точно так же, как Сонни был выброшен из своего транспортного средства в фильме, Мартин оказался вышвырнутым из своей машины прямо на гоночный трек, при этом ремень безопасности удерживал его, пока остальные автомобили продолжали свои круги по трассе.

Как страстный поклонник автогонок, не могу забыть те леденящие душу минуты, когда распространилась новость о трагическом инциденте с одним из наших любимых гонщиков. Медицинский директор ФИА, профессор Сид Уоткинс, незамедлительно прибыл на место происшествия, готовый оказать помощь. Жуткие кадры события были показаны по всему миру, оставив всех болельщиков ошеломленными и опечаленными.

Люди, смотревшие фильм 2010 года «Сэнна», возможно, помнят сцену, показывающую столкновение Мартина, после которого последовали дальнейшие события. Это произошло потому, что Айртон Сенна, один из наблюдавших гонщиков, поспешил оказать помощь своему другу в результате инцидента.

Относительно Айртона, Мартин поделился с журналом Motor Sport в 2010 году, что наблюдал человека, которого знал и который был близок к смерти. Он рассказал журналисту, что видя меня в таком состоянии, Айртон понял, насколько уязвимыми мы все являемся как люди.

Помимо своего визита, Айртон также связался с Мартином, организовав транспорт и финансовую поддержку, согласно высказыванию в подкасте ‘Beyond the Grid’, если трёхкратный чемпион мира нуждался в этом для возвращения.

Айртон Сенна на месте крушения Мартина

Мартин получил серьезные повреждения, включая многочисленные переломы костей в обеих ногах, сотрясение мозга, перелом ключицы и синяки на легких.

После инцидента медицинские специалисты подтвердили, что его сердце останавливалось не один раз, а дважды во время операции. В критический момент они ввели его в искусственно вызванную кому для защиты жизненно важных органов и максимального увеличения шансов на полное восстановление.

В беседе с Томом Кларксоном во время эпизода подкаста ‘За пределом сетки’ в 2022 году, Мартин открыто признал, что доктор Сид Уоткинс многократно спасал ему жизнь. Он также подробно рассказал о критической природе этих ситуаций.

Он поделился с Томом, что лежал на аппарате искусственной вентиляции легких около семи недель и проходил ежедневные процедуры диализа почек длительностью три часа каждая. Также Сид сообщил своей матери, что его состояние неопределенно, используя выражение ‘это будет касаться и уходить’. В конце концов, она попросила госпитального священника провести последнюю молитву над ним.

После происшествия Мартин был доставлен в больницу Севильи для немедленной медицинской помощи. В дальнейшем он пережил длительный период восстановления в престижном Королевском лондонском госпитале.

Он получил постоянное повреждение нервов левой ноги, что приводит к заметной хромоте при ходьбе. Вследствие множества операций по восстановлению его нога продолжает находиться в плохом состоянии.

Мартин рассказал, что чуть не столкнулся с полной ампутацией своей ноги во время госпитализации в Севилье, так как был очень близок к такой операции.

Еще раз он отметил, что вполне вероятно быстрые действия Сида Уоткинса сохранили его ногу от ампутации. Врач использовал ремень из своих брюк как временный жгут для остановки кровопотери, которая беспокоила врачей в больнице.

Что случилось с Мартином Доннелли дальше?

После аварии Мартин решил вернуться в гонки Формулы-1, но судьба распорядилась иначе. В 1993 году он провел тест-драйв с Джорданом, однако из-за последующих операций его проблемы со здоровьем остались нерешенными, и специалисты сообщили ему о невозможности участия в соревнованиях.

В подкасте «За пределами сетки», Мартин вспомнил о своей операции, которая частично восстановила подвижность в ноге. Тем не менее он признал и принял тот факт, что больше не сможет участвовать в гонках Формулы-1.

После первоначальной реконструктивной операции ему показалось, что кто-то свыше пытается передать сообщение: ‘Мартин, они пытаются сказать тебе что-то.’ Он запомнил это, потому что его трижды оживляли. Теперь у него была семья и жизнь. Его совет был ясен: ‘Отпусти это.’

Мартин проходит физиотерапию в 1991 году

Он отметил, что смерть его соратника и современника Айртона Сенны во время Гран-при Сан-Марино 1994 года также оказала на него влияние. Размышляя об этом, он сказал: ‘Он прожил замечательную жизнь. Он был трехкратным чемпионом мира. А кто я по сравнению с ним?’

Тем не менее, Мартин продолжил свою карьеру в автоспорте, сохраняя связи с Lotus и, в конечном счете, занимая должности стюарда на гонках Формулы-1 и мероприятиях Goodwood. Кроме того, он предлагает коучинг для водителей, часто выступает на конференциях, управляет Академией гонок Доннелли и создал гоночную команду под своим именем.

В далеком 2011 году я вновь оказался за рулем своего старого болида Формулы-1 Lotus 102 после того судьбоносного дня в Гудвуде. Это был мощный и эмоциональный момент, воскресивший воспоминания о магии трассы и адреналине гонок.

Он вспомнил о шоу «За пределами сетки», где мог бы выйти сейчас на трассу Формулы-1. Ранее он ездил на ней в Гудвуде несколько лет назад во время своего первого возвращения, и тогда они смогли установить самое быстрое время подъема в гору за те выходные.

Я приобрел несколько уникальных шин, возможно предназначенных для горных гонок. К счастью, предыдущая авария в Джерез не оставила после себя длительных последствий в моей памяти.

В настоящее время я участвую в гонках, однако стоит быть осторожным из-за возможных неудач. Тем не менее, желание продемонстрировать свои способности и стремление к победе заставляет меня принимать участие в этих соревнованиях.

После ухода из Формулы-1 Мартин продолжил участвовать в гонках, принимая участие в таких соревнованиях как ралликросс и кольцевые гонки. На одном этапе его сын Стефан даже присоединился к нему на трассе.

Действительно, в день моего несчастного случая после 13 гонок меня ждали четыре контракта с оплатой за участие.

Кажется, что эта поговорка действительно подчеркнула мои умения… Кто знает, куда бы могло привести нас следующее путешествие?

Я продолжаю нашу беседу и должен отметить, что жизнь у меня была довольно замечательной благодаря моей замечательной семье. Да, возможно, я не располагаю состоянием, но интересно заметить, что богатство само по себе не гарантирует счастья.

F1: Фильм вышел в кинотеатрах сейчас и будет транслироваться на Apple TV+ позже.

Приобретите британских комедийных легенд в местных киосках или на онлайн платформах по выгодной цене всего за 3.99 фунтов стерлингов.

Смотрите также

2025-06-26 13:52