Почему мощное изменение концовки Франкенштейна по сравнению с классическим романом было правильным решением.

С появлением Франкенштейна Гильермо дель Торо на Netflix, ожидайте множества споров об истинном смысле знаменитого романа Мэри Шелли. Люди будут обсуждать его темы неделями – речь идет об опасностях технологий, зле рабства и колониализма, потере веры, отвержении семьей, трудностях родительства, человеческой гордыне, силе женщин или понимании тех, кто отличается?

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Инвестировать в индекс

Многие люди будут яростно отстаивать единственный способ понимания Frankenstein. Однако, это на самом деле принижает то, что делает этот роман таким особенным. Существуют веские аргументы в пользу бесчисленных интерпретаций, и появляется еще больше, когда вы рассматриваете разные перспективы. Frankenstein бесконечно богат темами и искусно структурирован – это история внутри истории, внутри истории. У нас есть рассказчик, который делится историей, рассказанной ему Виктором Франкенштейном, который сам пересказывает историю, которую он услышал от Существа, которого он создал.

Хотя и соблазнительно критиковать Гильермо дель Торо за отклонение от оригинального романа, изменения, которые он сделал, в конечном итоге создают более впечатляющий фильм, чем строгая адаптация, особенно с измененной концовкой классического произведения Мэри Шелли.

Что почитать дальше

В своей интерпретации Франкенштейна, Гильермо дель Торо обращается к Мэри Шелли как к коллеге-художнику, признавая их общие романтические настроения. Он намеренно сосредотачивается на эмоциональном воздействии, которое история оказала на него, полагая, что эта личная связь представляет собой более глубокое и подлинное понимание Франкенштейна.

Гильермо дель Торо находит глубокую личную связь с историей Франкенштейна. Он верит, что все родители, в каком-то смысле, играют роль Бога, когда приводят ребенка в этот мир, и что их действия – как любящие, так и вредные – могут оказать огромное влияние. В его адаптации и Виктор Франкенштейн, и его Создание оказываются в повторяющемся цикле жестокого обращения и оставленности. В отличие от оригинального романа, отец Виктора не изображается как добрый человек; вместо этого он предстает как контролирующая фигура, которая видит в Викторе лишь продолжение своей собственной медицинской карьеры, постоянно напоминая ему: ‘Ты носишь мое имя, Виктор, и вместе с ним – мою репутацию.’

Истоки Франкенштейна частично лежат в личной жизни Мэри Шелли. Она начала писать роман после того, как её отец, Уильям Годвин, неодобрил её отношения с Перси Биши Шелли и фактически отверг её. Вероятно, это чувство брошенности глубоко повлияло на то, как она изобразила точку зрения Чудовища.

После того, как Существо оживает, Виктор пытается научить его говорить, начиная с названий. Он указывает на себя и говорит: ‘Victor’. К огорчению Виктора, Существо повторяет: ‘Victor, Victor, Victor…’ бесконечно. Это повторение сначала раздражает Виктора, но в конечном итоге приводит его в ярость, отчасти потому, что он понимает, что Существо может быть не таким умным, как он ожидал.

Слыша своё имя снова и снова, Виктор испытывает отвращение, поскольку понимает, что существо, которое он пытался создать превосходящим – лучше и его самого, и видения его отца – стало лишь отражением его собственных недостатков. В конечном счете, дети формируются любовью, которую они получают, или её отсутствием, и ожиданиями, которые на них возлагаются. Когда отец Виктора произносит его имя, оно несет бремя этих ожиданий; когда существо впервые произносит его, это выражение любви.

Дель Торо значительно изменяет мотивацию Чудовища. Вместо того, чтобы причинять вред семье Виктора из мести за отказ в создании компаньона, насилие Чудовища направлено на самого Виктора, подчеркивая повторяющийся шаблон причины и следствия.

Чудовище все еще полно гнева, но теперь он направляет его на Виктора. Он яростно нападает на него, швыряет его, наносит удары ножом и ломает ему нос. ‘Ты обращаешь внимание только тогда, когда я заставляю тебя страдать!’ — кричит он. Легко представить, что отец Виктора использовал подобные суровые тактики, чтобы заставить сына слушать.

Это сердце того, как дель Торо переосмысливает историю. В отличие от книги, где Виктор уже мертв, когда Чудовище находит его, здесь Виктор сам выбирает уйти и покончить со своими страданиями. Это даёт нам удовлетворительное разрешение.

Виктор умоляет своё творение: ‘Произнеси моё имя’. Он объясняет, что имя, данное ему отцом, когда-то казалось бессмысленным, но теперь он хочет услышать его снова – так, как произнесло его существо при их первой встрече, когда оно имело такое большое значение. Существо повинуется, произнося имя с нежностью, прежде чем уйти навстречу восходящему солнцу, надеясь найти способ жить.

Мэри Шелли выросла во время и после Эпохи Просвещения, времени, которое ценило логику, разум и научный прогресс. Её персонаж, Виктор Франкенштейн, сильно отражает эти убеждения.

Однако, Мэри Шелли была ключевой фигурой в романтическом движении – как и её муж, и их друг лорд Байрон, у обоих из которых Гильермо дель Торо черпает вдохновение. Она написала Frankenstein отчасти для того, чтобы изучить опасения, которые романтики испытывали по поводу того, как технологический прогресс может повлиять на наши отношения с природой, духовностью и нашей собственной идентичностью.

В фильме Гильермо дель Торо любовный интерес Виктора, Элизабет, представляет собой романтичный и обнадеживающий взгляд. Как и Виктор, она умна и любопытна, но она видит чудеса природного мира — например, бабочку — как свидетельство божественного плана, находя их красивыми и значимыми. Эта вера является центральной в ее понимании жизни, и она позволяет ей подходить к Существу с сочувствием, принимая его без необходимости объяснять или контролировать его.

Возможно, предостережения Шелли оказались слишком поздними. Она предвидела опасность издалека, но теперь мы в полной мере ощущаем последствия творений – как технологических, так и разрушительных – которые вышли из-под контроля.

Она верила, что человек намного счастливее, принимая свой родной город как весь свой мир, вместо того, чтобы стремиться к большему, чем он способен. Только представьте, что бы она подумала сейчас – мы даже не можем отключиться от мира, он постоянно обрушивается на нас через наши телефоны. И мы даже делимся частичками себя с такими ИИ, как ChatGPT, только чтобы узнать его мнение!

Последний фильм Гильермо дель Торо ощущается как современная интерпретация Франкенштейна. Это глубоко личная история, с которой многие из нас, вероятно, могут себя соотнести – разве мы все не боремся за своё место в мире, который нам не совсем подходит? Подобно Виктору Франкенштейну, какой у нас есть выбор, кроме как продолжать жить?

Франкенштейн доступен для просмотра сейчас на Netflix.

Последний выпуск Living Legends уже доступен! Вы можете приобрести Ariana & Witches в киосках или онлайн всего за £8.99.

Смотрите также

2025-11-08 23:20