Возвращение к краю: внутренняя история, с редкими фотографиями RT, одного из величайших телевизионных сериалов всех времен.

Сорок лет назад, 4 ноября, в разгар страхов Холодной войны, телезрители ожидали очередное детективное шоу. Но ‘Edge of Darkness’ было другим. Оно начиналось как личная история о детективе, справляющемся с потерей, но быстро развернулось в сложный и масштабный заговор, который изменил то, как создавались телевизионные драмы.

🧐

Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.

Диверсифицировать портфель

Трой Кеннеди Мартин, создатель сериала Z Cars, создал эту шестисерийную драму, и она была непохожа ни на что, что когда-либо видели зрители. Примечательно, что это по-прежнему верно и сегодня. Поскольку и Великобритания, и США сейчас планируют значительное расширение ядерной энергетики, Edge of Darkness остается мощно актуальным и заставляет задуматься.

Иэн Макнейс, сыгравший Харкорта, сказал, что сценарий был фантастическим. ‘Он был абсолютно точным, действительно,’ — объяснил он. В то время он рассматривал другую работу, но после прочтения сценария для этого проекта и Edge of Darkness, он сразу понял, что выбрать. Он нашел сценарий невероятно хорошим, интересным и хорошо написанным, и был захвачен с самого начала.

Когда мы встретились с режиссёром Мартином Кэмпбеллом, он не получил большого количества информации для работы – у меня был только небольшой отрывок о шоу под названием ‘Warship’ 1970-х годов. Несмотря на это, он рискнул и двинулся вперёд, что было действительно впечатляюще.

Я немного волновался из-за перехода от театра к телевидению, поэтому сразу же сказал Мартину, режиссеру, что я новичок в этом деле и действительно нуждаюсь в его честной обратной связи – если я переигрываю или что-то в этом роде. Он был великолепен! Он сказал, что Боб, другой режиссёр, уже предупредил его о том же в отношении меня и ещё одного актёра, и что он будет следить за обоими из нас. Облегчение, когда я понял, что они меня поддержат и дадут знать, если мне нужно будет что-то изменить.

Первая серия в основном фокусируется на шокирующем убийстве учёного Эммы Крэйвен (Joanne Whalley) и том, как это влияет на её отца, детектива. Шоу сразу же выделяется своей красивой визуальной составляющей, особенно реалистичным и детализированным изображением горя отца. Этот визуальный стиль сохраняется на протяжении всего сериала – даже экшн-сцены, такие как погоня на станции лондонского метро во второй серии, снимаются с акцентом на персонажах и их эмоциях.

Честно говоря, финал в Гленегле имел эту невероятно сложную сцену – машина уезжает, другая подъезжает, и вертолет взлетает, все это снято одним непрерывным кадром. Это было логистическое чудо, хотя я не уверен, что это было необходимо для сюжета. Тем не менее, нужно признать, что это было невероятно хорошо скоординировано!

Шоу получило значительное признание на церемонии Bafta, где оператор Эндрю Данн был среди шести победителей, наряду с наградами за лучший драматический сериал, музыку Майкла Камена и Эрика Клэптона, монтаж и звук – а также награду за ведущего актера. Брайан МакНис считает, что актер Сэм Нилл был решающим фактором в успехе сериала, говоря: «Он был поистине талантливым актером, и его игра была исключительной – он заслуженно получил Bafta.» Фактически, Стивен Спилберг был настолько впечатлен после просмотра Нилла в шоу, что пригласил его в Elden Ring.

К сожалению, Грегори Пек скончался от рака в 1999 году в возрасте 53 лет. Это была поистине трагическая потеря, и трудно возвращаться к этим воспоминаниям, но он был невероятно талантливым актером.

Отец моего коллеги, обычно строгий мужчина из Йоркшира, пришёл посмотреть, как он играет Яго в «Отелло» в Королевской шекспировской компании. Я предложил их угостить чаем. Я приготовил булочки со сливками и вареньем, а также заварил чай и спросил, не хотел бы он сливок в чай. Он неожиданно ответил: ‘Нет, сливки делают тебя толстым!’ После представления единственным комментарием его отца было то, что кресла немного неудобные. И всё – ни слова об актёрской игре!

В «Edge of Darkness», Луи МакНис часто работал вместе с Чарльзом Кеем, играя Пендлтона. Вместе они помогали Крэвену расследовать смерть Эммы, часто намекая, что знают больше, чем раскрывают. МакНис отдает должное продюсеру Майклу Верингу за ключевое решение, которое принесло пользу шоу и его рабочим отношениям с Кеем. Веринг настоял, чтобы писатель Трой Кеннеди Мартин последовательно развивал персонажей, а не импровизировал по ходу дела. В частности, Веринг настоял на том, чтобы персонажи Харкорта и Пендлтона последовательно появлялись на протяжении всего сериала. МакНис с благодарностью признает это руководство, поскольку это означало, что он и Кей смогли продолжать работать вместе над этими ролями.

Я указал МакНису, что сценарий изображает Харкорта как человека, который обычно выглядит самодовольным, если только он не хмурится. Он согласился, добавив, что позже узнал, что режиссёр Мартин Кэмпбелл не мог удержаться от смеха во время съёмок над произносимыми им репликами, что он счёл замечательным. МакНис сам добавил несколько импровизированных реплик, например, спрашивал о десерте и вопрошал: «Я думал, я заказал овсяные лепёшки?». Он объяснил, что это были небольшие детали, которые он смог внести в сценарий.

Работа с Чарльзом Кеем была настоящим удовольствием. К сожалению, он скончался ранее в этом году в возрасте 94 лет, но я всегда буду помнить его замечательную энергию. Мы оба пришли из театрального мира, поэтому у нас сразу возникла связь. Особенно запомнился один момент – мы снимали в Шотландии, стояли на мосту над лохом, вели тихий разговор, когда над головой пролетел вертолет и поднял его парик прямо с головы! Он просто сказал: «Ухх!» – это было очень смешно, особенно учитывая в остальном серьезную обстановку. Я думаю, они даже оставили это в качестве ляпа, и это заслуженно – это был искренне радостный момент.

МакНис вспоминает особенно запоминающийся момент, связанный с продолжительным кадром со стедикамом, который поставил Чарли Кея в затруднительное положение. Режиссер Мартин Кэмпбелл часто использовал технику стедикама, и эта сцена, снятая в лондонском отеле Hilton, требовала точного времени. Кадр следовал за Бобом Пеком, когда он выходил из своей комнаты, шел по отелю и вошел в лифт, в конечном итоге приведя его на парковку, где он встретил Кея и произнес реплику.

Я никогда не забуду, как нервничал Чарли во время той сцены. Съёмка заняла некоторое время, и ему пришлось ждать, пока Боб не выйдет из лифта, прежде чем он смог произнести свою реплику. Он действительно беспокоился о том, что испортит всё, потому что если бы это произошло, им пришлось бы переснимать всё заново. Наконец он сказал: ‘У меня было действительно трудное утро’, и я спросил его, почему, и тогда он рассказал мне, что случилось.

BBC Four отмечает 40-летие шоу повторами, представленными МакНайсом. Однако 2025 год был трудным для всех, кто был вовлечен, поскольку шоу потеряло несколько любимых участников актерского состава. Наряду с Кеем, Джо Дон Бейкер, сыгравший Дариуса Джедберга, скончался в мае, а всего в прошлом месяце умер Джон Вудвайн, известный по роли DCS Росса.

МакНис часто работал вместе с Джо Бейкером, запоминающимся актером из Техаса. Бейкеру было трудно адаптироваться к быстрому темпу британского телевидения. Он привык снимать всего страницу или две сценария в день, но они снимали по четыре или пять страниц ежедневно, и он отставал. Однажды вечером он сказал МакНайсу, что ему нужен перерыв и конкретно попросил гамбургер.

Они сделали перерыв и купили ему гамбургер в McDonald’s, который он съел, прежде чем они продолжили съемки. Он был большой американской звездой, и мы все относились к нему с большим уважением и были весьма впечатлены им.

Детектив об убийстве от Троя Кеннеди Мартина невероятно захватывающий и сложный, переплетая несколько тем, таких как профсоюзы, ядерная энергетика, экология, Стратегическая оборонная инициатива (часто называемая ‘Star Wars’) и намек на сверхъестественное. История предполагает, что печаль Крэйвена связана с видениями женщины по имени Emma.

Честно говоря, работа над сценарием для Трои был полный кошмар! Он даже близко не был закончен, когда меня позвали. Нам буквально раздавали реплики в день съемок, так что не было времени даже выучить их заранее. Это была действительно сложная ситуация.

Я был очень впечатлен тем, насколько лучше все проявили себя в этом проекте, и я действительно думаю, что режиссеру Мартину Кэмпбеллу заслуживает похвалы! Как объяснил МакНис, Мартин был как вихрь – они даже прозвали его Зебеди из The Magic Roundabout, потому что он постоянно был полон энергии. Он почти не спал, появляясь на съемочной площадке около четырех или пяти утра, чтобы просто спланировать свой подход на день. Было невероятно наблюдать за его преданностью!

Однажды он неожиданно решил сложную логистическую задачу на съемочной площадке. Он запросил удивительный ассортимент транспортных средств – включая скорую помощь и Rolls-Royce, а также другой реквизит, – который изначально не был запланирован в графике съемок. Съемочной группе пришлось в спешке достать эти предметы первым делом утром. Он приходил на два часа раньше всех остальных каждый день, чтобы тщательно спланировать, как снимать сцены, и я нашел этот уровень подготовки поистине замечательным.

Небольшой, захватывающий момент в третьей серии, показывающий персонажей, перемещающихся по Палате общин перед слушанием, прекрасно иллюстрирует распространенный прием, используемый режиссером. Он тонко помещал свою руку перед объективом камеры всякий раз, когда кто-то проходил в кадре. Это происходило часто – простая рука, заслоняющая обзор – и стало настолько известным, что люди шутливо называли сериал ‘Грань кадра’ вместо ‘Edge of Darkness’!

В 2019 году, когда шоу вышло на Blu-ray, TopMob взял интервью у Мартина Кэмпбелла о его воспоминаниях об этом.

МакНис вспоминает точный момент, когда он понял, что они создали что-то особенное. Сериал транслировался в течение шести недель, и он слышал разговоры о повторном показе. Он позвонил в офис, чтобы спросить, когда он состоится, сказав: «Я только что посмотрел последнюю серию Edge of Darkness и хотел бы узнать, когда запланирован повтор.»

Как киноман, я был действительно взволнован, когда этот сериал впервые вышел в эфир на BBC Two. Но затем, всего через десять дней, они показали его и на BBC One! Это практически удвоило количество зрителей, и я помню, как подумал: ‘Вау, у нас действительно что-то получилось!’ Скорость, с которой его повторили, был явным признаком того, что он находит отклик у людей. Для меня это было так необычно, но я начал узнаваться на улице – люди останавливали меня просто, чтобы поговорить о шоу. Честно говоря, это было потрясающее чувство.

МакНис говорит, что на протяжении многих лет он получал много положительных отзывов от людей, которые считают шоу особенно запоминающимся или особенным, что он считает поистине замечательным.

Драма, безусловно, уходит корнями в 1980-е годы, с такими деталями, как старомодные телефоны и ранние компьютеры, а также актерский состав, который не отличался большим разнообразием. Однако, шоу все еще находит отклик сегодня, поскольку исследует вечные тревоги – особенно в отношении ядерной энергии – и его экологические темы невероятно актуальны. Многие до сих пор считают его поистине исключительным сериалом.

McNeice согласен, что сериал был новаторским для своего времени, восхваляя его уникальный стиль съемок и исключительную игру Джоанн Уоллей, Джо Дона Бейкера и всего актерского состава. Он особенно выделяет сценарий Троя Кеннеди Мартина как выдающийся, отмечая, что все элементы постановки сложились идеально.

Сейчас в возрасте 75 лет актёр МакНис всё ещё активно работает. Недавно он исполнил такие знаковые роли, как Уинстон Черчилль в Doctor Who и The King’s Speech, Людовик XVIII в фильме Ридли Скотта Napoleon, и Альфред Хичкок в пьесе Double Feature. Он считает сериал Edge of Darkness проектом, который запустил его карьеру. «Он действительно открыл для меня двери», — говорит он, — «и я невероятно благодарен за эту возможность».

Мартин и Трой были по-настоящему оригинальны и не следовали обычным правилам в своей области. Мне посчастливилось еще раз поработать с Мартином. Во время съемок ‘No Escape’ в Австралии со Стюартом Уилсоном была запоминающаяся сцена, где ему пришлось бежать по лестнице с мачете. Он сделал несколько дублей, с каждым разом уставая все больше. Наконец, после примерно четвертой попытки, он сел и заявил, что больше не может этого делать.

Мартин Кэмпбелл расстроился и попросил дублера актера. Как только дублер собирался выйти, актер неожиданно объявил, что может сделать еще один дубль самостоятельно. На следующий день весь актерский состав шутливо продолжал повторять: «Думаю, у меня еще один в запасе, Мартин!» – даже для самых простых действий, например, просто чтобы пройти по съемочной площадке. Это стало постоянной шуткой, и всем это показалось очень забавным.

Возвращаясь к Edge of Darkness, актёр Роберт МакНис произносит заключительную, вдумчивую речь от лица Харкорта, задаваясь вопросом, восторжествует ли добро в конечном итоге. На вопрос, верит ли он в это, МакНис отвечает уклончиво, предполагая, что ответ должен оставаться открытым. Он считает, что сила истории заключается в том, чтобы позволить зрителям самим поразмышлять над этим вопросом.

Смотрите также

2025-10-28 09:37